Лицо города в лицах. Часть ХVII. Кому на IT жить хорошо?
27.06.2019

 

Айтишники… Это те, что с бородой? Часто отдыхают за границей? Любят комфорт, щепетильны в еде? Зануды? Педанты? Рационалисты? Интроверты? Аскеты?..

Кто эти 25 тысяч человек, зарегистрированные в Kharkiv IT Cluster — втором по величине IT-комьюнити в стране?

Эти вопросы пришлись кстати в канун 4-й годовщины организации, которая формирует инновационную среду и развивает не только технологический бизнес, но и город как таковой: его социальную, урбанистическую, экосистему.

Беседа с исполнительным директором Kharkiv IT Cluster Ольгой Шаповал вряд ли изменит стереотип о самой модной профессии современности, но зато во многом объяснит, почему и как эти люди формируют не только свое, но и наше общее благосостояние.

 

Из профессионального комьюнити IT-сектор превращается в особую социальную прослойку. Можно ли специалистов IT-сферы считать неким особо выделенным средним классом, новыми буржуа с особым интеллектуальным и поведенческим бэкграундом?

Профессионал из IT — это, прежде всего, человек образованный. Если в большинстве случаев среди школьников и студентов к “ботанам” относятся с некоторой издевкой, то в IT-среде обучение считается маркером адекватности и крутости. Можно сказать, что образование — это один из главных идентификаторов принадлежности к сообществу.

Более 80% специалистов IT-сферы занимаются постоянным обучением в течение всей жизни. Их профессия требует постоянной тренировки мозгов, иначе можно выпасть из потока динамично обновляющихся технологий. Тут ведь главное - успеть не устареть еще вчера.

Только постоянное обновление знаний позволяет создавать актуальный интеллектуальный продукт.

Именно поэтому, Kharkiv IT Cluster так много инвестирует времени и ресурсов в сферу образования. Очень важно помогать нашим ВУЗам меняться. И не столько финансово, сколько интеллектуально: обмен опытом, экспертная помощь в реализации совместных проектов.

Действительно, на сегодня профессионалы из сферы IT становятся фундаментом для среднего класса, во многом обеспечивающего развитие украинской экономики. Как, собственно, это и происходит во всех цивилизованных странах.

IT специалисты, прилично зарабатывая, большую часть средств оставляют здесь, инвестируя в недвижимость, автомобили, услуги.

Согласно отчету авторитетной международной сети компаний PwC, один IT-специалист создает вокруг себя 3,5 рабочих места. К слову, в Харькове по данным 2017 года в данной сфере работает более 25 тыс. человек. Получается, около 100 тыс. человек имеют работу благодаря IT-сфере. Каждый человек из отрасли информационных технологий, исправно платя свои налоги, дает государству еще нескольких налогоплательщиков.

IT-индустрия дает также мощный импульс развитию “здоровой” банковской системы. На сегодняшний день в IT отсутствует такое понятие как «теневая занятость». Все ее представители официально зарегистрированы, все могут подтвердить в банке свои доходы. А, значит, они могут без проблем взять кредит под 8% в валюте на приобретение неплохой квартиры или солидного автомобиля.

IT – чуть ли не единственная из сервисных отраслей, прибыль которой практически вся остается в стране, и инвестируется в проекты, глобально меняющие и внешность города, и его экономику. Жилые кварталы, супермаркеты, современные офисные центры — всё это может преобразить город именно благодаря инвестициям IT-индустрии.

Сейчас модно позиционировать свои услуги и товары для специалистов IT сферы как некий продукт премиум-класса. А на деле часто, кроме цены, содержание этого продукта бывает весьма низкого качества. Профессионалы IT-индустрии, будучи людьми во многом незаурядными, хорошо образованными, много ездящими и видевшими «как там у них», формируют особые требования к рынку, к качеству и наполнению предлагаемых продуктов и услуг. В этой связи можно относиться к IT-комьюнити как к своеобразному «санитару рынка»?

Нет более эффективного механизма регулирования, чем рынок. Отличие IT от, скажем, промышленных предприятий, состоит в том, что для большинства компаний в этой отрасли рынком является весь мир. Для 65% харьковских IT-компаний этот рынок — США, а для 25% — Европа. И здесь речь идет не столько о сравнении как у «них» и у «нас» и выполнении каких-то санитарных функций. Общаясь со своими зарубежными партнерами и заказчиками, эти компании вносят элементы рыночной экономики в наш, зачастую монополизированный, рынок. Большинство отечественных потребителей не видят всего того многообразия, которое доступно партнерам IT-компаний в Америке или Европе. Для нас очень странно, когда мы видим гораздо более низкую цену на услугу в США или в Европе, чем у нас, при гораздо более высоком качестве. IT специалисты вполне резонно требуя от рынка таких же условий, способствуют рыночному выравниванию. Наши компании уже давно клонируют у себя цивилизованные нормы и стандарты, принятые в Европе и Америке. В некоторых крупных компаниях существуют подразделения, контролирующие и регулирующие цены в случае, если подрядчик или партнер формирует неадекватные цифры. Такие компании ориентируются не на какие-то ощущения и домыслы, они четко знают, какой бюджет необходимо закладывать при постройке офиса в Шанхае, Харькове и Нью-Йорке.

На фоне различных сообществ, профсоюзов и прочих ассоциаций, айтишники «кучкуются по-взрослому». Это и образование, и досуг, и развлечения. Такого мы не сможем сказать о таких престижных профессиях как юрист или медик. Даже если судить по таким названиям как «IT-парк», «IT-кластер».  А вот парков «юридического периода» что-то я не припомню. Сейчас даже ведутся переговоры о создании некоего кампуса или мини-городка для специалистов IT сферы. Что это за проект? Насколько он осуществим?

У специалистов IT сферы особый подход к пространству и его организации. В отношении объектов недвижимости, к примеру, IT-специалисты предъявляют весьма жесткие и специфические требования. Качество, функциональность офисного здания, техническая оснащенность, требования к вентиляции и кондиционированию, уровню шума, насыщенность различными сервисами — все должно соответствовать нелегкому и напряженному интеллектуальному труду, сопряженному с высокотехнологичным оборудованием.

И такие подходы выражаются в конкретных проектах. Например, сейчас, совместно с ведущим харьковским девелопером — строительной компанией «Авантаж» — мы работаем над проектом создания современного IT-кампуса, отвечающего высоким запросам IT-индустрии. Это будет некая группа зданий, сочетающих коворкинг и развлекательный центр, традиционные офисные пространства, торговую зону пассажного типа и офисы рекреационного типа, в том числе и на открытом воздухе, на крыше, террасах, во дворе.

В качестве прототипов мы рассматриваем такие грандиозные и, в то же время, человечные проекты, как Novartis Campus, Agro Campus (Paris Saclay), Amsterdam Science Park. Концепция IT-кампуса обслуживает простую, но важную истину: «Работа должна быть достойной и комфортной частью жизни!».

Пребывание каждого сотрудника рассматривается с точки зрения жизни человека с его личными запросами, касающимися не только работы, но и отдыха, еды, спорта, шопинга… Такой конгломерат пространств различного назначения мог бы обеспечить жизнедеятельность сотрудников не только в течение традиционного 8-часового рабочего дня, а гораздо дольше, вплоть до постоянного проживания в кампусе.

При этом, IT-комьюнити демонстрирует запрос на некий аскетизм в обстановке без luxury в стиле золотых унитазов.

Как сказал один из активных членов Kharkiv IT Cluster на встрече с архитекторами и девелоперами: «Пусть это будет простая коробка, но коробка, качественно наполненная воздухом и правильно организованным пространством так, чтобы в каждом квадратном метре человеку было легко работать и перезагружаться».

При такой плотности IT-специалистов в городе, насколько успешно и какие из элементов концепции Smart City "умный город" уже применяются в Харькове? Что вообще происходит у нас с этим?

Проект Smart city активно стартовал в прошлом году. Сейчас он находится в стадии бизнес-анализа и проектирования, поэтому не совсем видны результаты. Бизнес-анализ — это около 30% проекта. Это сродни закладке фундамента, сейчас разрабатывается котлован: заключаются меморандумы с основными игроками: операторами телекоммуникаций, разработчиками и производителями аппаратной части, сетевого оборудования и т.д.

Но уже сейчас горожанам стали доступны многие электронные услуги: только за первые месяца работы некоторых из них около полумиллиона людей смогли получить справку о составе семьи онлайн.

Все больше услуг админцентров открывается для дистанционного доступа. Но не всегда подобный сервис оперативно воспринимается и становится привычным для жителей города. Не хватает культуры пользования подобными услугами.

Привычная картина: многие предпочитают стоять в живых очередях в кассах, административных и банковских учреждениях, при этом держа в руках навороченный смартфон. А ведь достаточно несколько раз прикоснуться к экрану, чтобы решить свою проблему не выходя из дома.

Еще одна большая проблема — неряшливое, а порой и варварское отношение к оборудованию и автоматам, обеспечивающим электронные услуги. И ремонт этой техники требует финансирования, а значит - дополнительного расходования средств налогоплательщиков.

Важно чтобы не только город становился интеллектуальным, но и люди становились «смарт» и относились к новым технологиям с осознанным удовольствием. Ведь они делают их жизнь удобнее и безопаснее.

Развивая среду, развивая уровень специалистов, вы повышаете уровень и качество запросов IT-сообщества. Как результат — риски удорожания местного «IT-земплекопа», который все чаще будет смотреть в сторону более серьезных игроков на IT-рынке, вплоть до эмиграции. Есть риск оттока специалистов из региона?

По результатам исследования Kharkiv IT research – только 7% специалистов рассматривает вероятность переезда за рубеж. И удержание людей зависит от того, как будет трансформироваться та или иная компания. Сейчас большинство IT-компаний уходит от аутсорсинга или чистого сервиса услуг в сторону комплексных решений и консалтинга – так называемый Smart IT Solutions. Да, это еще не продукт в чистом виде, но продуктовые компании, если судить по количеству в мире, всегда в меньшинстве. В Харькове, кстати, успешно работают и такие. Нашим IT-компаниям все чаще заказывают все более сложные проекты, в том числе благодаря тому, что другие рынки пошли по пути упрощения образования. Например, Польша перестала учить часть базовых сложных языков и уже ощущает от этого негатив.

Мы же растем и развиваемся быстрее, чем Европа, получая все больше сложных и дорогостоящих заказов. Благодаря тому, что Харьков исторически лидирует в технологической подготовке специалистов (наши технические ВУЗы по-прежнему демонстрируют высокий фундаментальный уровень подготовки), у наших IT-решений высокий уровень качества исполнения.

Продукты, созданные харьковчанами, использует весь мир. Разработанные для крупных зарубежных заказчиков, они возвращаются к нам в виде различных приложений и сервисов в тех же соцсетях и продуктах крупных промышленных компаний.

Так что, наш харьковский IT-сектор — это вовсе не «третий мир», а вполне достойная единица мировой индустрии.

Kharkiv IT Cluster прилагает для подобного рода трансформаций громадные усилия. Это и развитие образования, и инвестиции в человеческий капитал, и обеспечение юридической защиты (т.н. «красная кнопка»), и проектирование грандиозного IT-campus… И, самое главное, мы формируем устойчивое мнение о регионе как о развитом центре высокой IT-культуры и, одновременно, как о самом комфортном городе и для жизни, и для учебы, и для работы. Совместными усилиями IT сообщества мы развиваемся и, меняясь сами, меняем город изнутри.

Все статьи