Будуємо так, як треба
Total degraDANCE! Актуально о выкипевшем
31.03.2015

Настоящим первоапрельским озарением стала идея кураторов авантажевского проекта «Город ярких идей» отметить всемирный День Дурака в компании с настоящими профессионалами и законодателями этого дела.

Вот уже более 20 лет критики и обозреватели бьются в истерике в попытке разложить по полочкам их творчество, по-прежнему оставаясь в дураках. Их безграничный примитивизм не поддается никакому описанию, а сермяжная глубина и размах души укладываются в несколько строф.

«Пятница Дробь Суббота»! ПДС — некогда тысячи харьковчан с замиранием сердца посылали друг друга на эти три веселых буквы каждую ночь с пятницы на субботу. Их радиопрограммы транслировались от Жмеринки до Москвы. Их альбомы слушают от Аляски до Токио, от Новой Зеландии и, опять же, до Аляски.

Анекдот-бэнд всех времен и народов, основатели жанра приду-рок-оперы, крестные отцы кабаре-абсурда, да просто — Три Немыслимых Героя — поделились соображениями по поводу социальной и политической обстановки в ближнем космосе и доходчиво изложили своё скромное видение, даже ПРОвидение, недалекого будущего человечества.

На чем держалась вся эта эксцентрика 90-х? Предтечи, истоки…

ПЯТНІЦА: Может это прозвучит слишком пафосно и самонадеянно, но ПДС — прямые потомки академической культуры. Дефо, Вальтер Скотт, Диккенс… Немножко ОБЭРИУтов, немножко Серебряного века русской поэзии, еще толика Чугунного века украинского стихосложения — это, что касается литературной стези проекта. Чарли Чаплин и Брехт, Куросава и Бенни Хилл, — это инспирации сценические и драматургические.

ДРОБЬ: О нашей литературно-музыкальной эмульсии можно сказать так… Том Уэйтс, воспитанный на песнях к советским мультфильмам… Даниил Хармс, пишущий тексты для Бони М… Боб Марли на собачьей свадьбе у Чайковского… Джон Леннон на поминках Венедикта Ерофеева…

СУББОТА: Мы никогда не занимались КВНом, у нас не было всех этих закосов типа «а сейчас Киркоров споет смешную песню про Путина» или «Тимошенко натрет спинку Коломойскому». У нас всё очень аллегорично, всё очень глобально, всё очень мммм… кислотно… борщ с ацетоном какой-то…

Когда-то вы были самым экстравагантным радиопроектом не только города, но и, похоже, страны. Сейчас о таком «бардаке», в хорошем смысле, в радиоэфире невозможно и мечтать: песни, мириады персонажей, заумный стёб и бесцеремонный китч… Почему этого нет сейчас и было тогда? Это потому что «раньше и сахар был слаще и вода мокрее?».

ПЯТНІЦА: Ну, сахар, вода, ситро и даже синтетика раньше действительно были более натуральными. А люди, музыка, радио, эфир… Все мы были своеобразными бастардами эпохи. Незаконнорожденными совками в эпохе нарождающегося капитализма. Внебрачными детьми новоявленной демократии. Круглыми сиротами благосостояния и, как теперь любят говорить, — «качества жизни». Прав у нас не было никаких и это давало нам право игнорировать какие-либо правила. Денег тогда ни за что не платили, оттого мы могли позволить доставлять себе удовольствие по 12-14 часов в сутки, наплевав на профсоюзы и трудовое законодательство.

ДРОБЬ: Кто-то мочил себе подобных на бандитских стрелках, а кто-то запирался в студии и сутки напролет терзал здравый смысл. Мы избрали второй путь…. Теперь двадцать лет спустя вся эта абсурдистская деятельность кажется самым осмысленным и конструктивным процессом всей сознательной жизни. Наши дурацкие песенки, озабоченные карлики, путающие политику с сексом, а философию с батоном колбасы, по-прежнему, к сожалению, живее всех живых и всё так же красноречиво олицетворяют все то же разбитое корыто, с которого общественность начинала четверть столетия назад.

 

СУББОТА: Ага, об этом пелось когда-то в нашей «народной» песне:

От сих пор до самых до окраин, широки твои безбрежные ланы, Кирляндия.
Бесконечно глубоки и далеки от народа твои моря и флотилии, Кирляндия.
Высоко над уровнем жизни реет твой незалежный прапор, Кирляндия.
Так какого хрена тебе еще от нас надо? (2 раза)

Двадцатилетие проекта ПДС прошло как-то незаметно для широкой общественности. Вы его вообще отмечали?

ПЯТНІЦА: Да нет. Даже в узком кругу не было такого юбилея. ПДС — это же миф от пяток до кончиков ушей. Это выдуманный мир, выдуманные персонажи — выдумано всё. Это всё как бы в понарошку: на каком-то этапе это был как бы радиотеатр, потом — как бы музыка, еще позже — как бы кабаре. В общем, как можно чествовать деятельность того, чего нет?

ДРОБЬ: Вот скажите, есть смысл праздновать дни рождения монстрообразных персонажей полотен Босха? Это же бред. Но при всем при этом эти уродцы настолько реальны и осязаемы, хотя бы потому что они бередят души и подсознания человечества уже сотни лет. Так и ПДС — это не Вася-Коля-Петя-Глаша, которые носят джинсы, пьют пиво и между поеданием пельменей и курением на балконе что-то говорят в микрофон, дергают проволоки на гитарах и скрипят пером, создавая очередную нетленку, а…

СУББОТА: ПДС — это такой себе микрокосм, со своими государствами (Кирляндией и Недокарпатьем), военачальниками, святыми, мучениками, диктаторами, писателями, режиссерами, психоаналитиками и прочими нужными для нормального функционирования цивилизации профессиями. Хлев Толстой, Дрозофилл Таврический, Фрикадель Кастро, Эммануил Костопродавцев, Петр Ильич Цейлонский и многие другие составили бестиарий, а их приключения — хронику, бесконечную сагу, целую библию этого мира, параллельного нашей бренной цивилизации… При этом они, живя в вымышленном мире, имеют реальные аналоги в нашем бытии.

Вы хотите сказать, что реальный мир является производной мироздания ПДС и его обитателей?

ПЯТНІЦА: Типа да, всё как по Платону. ПДС создал некие архетипы, которые воплощаются в конкретном маразме наших реалий. Мы когда-то начали игру в псевдоисторию, псевдоцивилизацию, а потом, как это бывает в крутой фантастике, детище отбилось от рук и начало формировать бытие.

ДРОБЬ: Мы Вас немного напугаем, но наша страна живет так из-за ПДС!!! Это мы всё накаркали. У нас были, например, Даунические войны — полная аналогия теперешнего беспредела на Донбассе. Мы написали несколько дурацких песен о политике и государстве — и теперь мы живем именно так. Мы написали в 2005-м песню про Януковича и через пять лет наша ересь сбылась… Порой и пяти лет не надо было ждать. В, дай Бог памяти, 1995-м году ирреальность ПДС на время и вовсе подменила сюрреальность городской жизни. После программы, посвященной печально пахнущему ЧП на диканевских очистных сооружениях, руководство области чуть не разогнало новостную службу соседнего радио! Вы представляете, что у них в головах творилось: перепутать фриковскую программу с ускоренными голосами и тотальной пургой, выходящую в полночь, с солидными дикторскими выпусками новостей, выходящими на совершенно другом радио с 9 утра до семи вечера!!!

СУББОТА: А вот фрагмент «предвыборной программы» одного из наших персонажей образца 1997 года. Пророчество! Нострадамус нервно докуривает локти в углу:

«…Работая не одно десятилетие в сфере промышленного геноцида, я убедился, что существующее кризисное положение в стране на самом деле не соответствует истинным возможностям нашего народа.

Я заявляю, мы можем и должны жить намного хуже.
Наш потенциал позволяет нам добиться еще большего унижения и позора. Моя задача — максимально обеспечить трудящихся благоустроенными кладбищенскими местами, в первую очередь это касается пенсионеров и других бесполезных слоев населения.

Ввести ограничение на размеры государственного языка. Его длина у гражданина страны не должна превышать одной трети государственных интересов.

Мое вожделение и мой долг — сделать так, чтобы наши дети умирали только в нашей стране.
Покончить с унизительной процедурой выплаты зарплат: честный труженик должен жить на подаяния.
Моя жажда — завершить интеграцию культуры и медицины, армии и школы, тюрьмы и сумы, от начала и до конца.
Моя хочет, чтоб ни одна заслуга перед родиной не должна остаться безнаказанной.»

Жуть. И что вы пророчите в наши дни? Может, Вам надо как-то переключиться на доброе-вечное, мягкое, няшное, тогда и жизнь наладится?

ПЯТНІЦА: К счастью, последние несколько лет мы, как проект, весьма скромны: пяток концертов за год, пяток новых песен. Стараемся глобально не тревожить основы политики и государственного устройства. Сейчас вот заострились на интимно-лирическом аспекте, личностном, экзистенциальном… Надеемся, затрагиваемые темы вряд ли что-то кардинально изменят на кухнях и в постелях наших сограждан. Всё как у всех. Например, из нового — хит «Ты не побрила усы» …

ДРОБЬ: Ну, не умеем мы писать про то, что «ты покинула меня, между нами стена». Все равно пишется что-то вроде: «ты любила меня из-под палки, исподлобья и из-под полы». Мы не можем стать другими. Наша космогония подразумевает, что у реального мира должен быть свой антимир. Понимаете, всё держится благодаря зыбкой системе противовесов. Каждая галактика балансирует благодаря деструктивным и разрывающим материю процессам. Любая катастрофа во вселенной — это одновременно рождение чего-то нового. Все живет, пока тетива натянута между двумя полюсами. Если она провисает — все падает в пропасть.

СУББОТА: Так вот, у каждой эпохи на свою беспросветную реальность должен быть противовес ирреальности. Иррациональный балласт, смысл которого лишь только в том, чтобы корабль не перевернулся от захлестывающего через край прагматизма. У Ренессанса это был Рабле и Босх со своими уродцами и искажениями. У Эпохи просвещения — Свифт с его Гулливером, затем — Хармс и Пикассо… Стравинский и Беккет. Дальше — больше: Битлз и Монти Пайтон, Фрэнк Заппа и Станислав Лем... Работать ложкой дёгтя — это удел и нашей прохудившейся кармы.

И все же немного о реальных людях в джинсах… Им лично есть, что вспомнить за эти 20 лет?

ПЯТНІЦА: Проект ПДС обслуживало за эти годы несколько десятков человек: сценаристы, музыканты, певцы, звукорежиссеры, дикторы, продюсеры, поэты, программисты, перформеры, клоуны, жены, подруги, дети, просто собутыльники. Благодаря им создано около 200 радиопрограмм, записано, спето и просто намурлыкано около полутора сотен песен, сыграно несчетное количество то ли концертов, то ли спектаклей, то ли перформансов, то ли шабашей...

ДРОБЬ: За эти двадцать лет мы спустились из эфирных студий, собиравших десятки тысяч слушателей, на землю, в залы, с сотнями зрителей, а потом еще ниже — в подвальные клубы и пабы, где иногда кроме бармена и уборщицы некому было оценить наши труды. Дальнейшее копание вглубь привело нас к единственно правильному на сегодняшний день решению — участвовать в исключительно БЕСПЛАТНЫХ мероприятиях: уличных концертах, фестивалях, днях рождениях, поминках и отпеваниях, в воинских частях, на полевом стане…

СУББОТА: Филармонии, официальные театры, антрепризы, шабашки все эти заезжие — это мертвый шлак, заезженный и скучный. Пока в театре Пушкина или ХАТОБе дотлевают дряхлые постановки «Ромео и Джульетты» «Лебединого озера», где-то на бетонном полу, среди ржавой арматуры при почти нулевой температуре рождается новый танец, новое перформативное движение…Так что, люди! Соотечественники! Выходите на улицы. Смотрите друг на друга, общайтесь друг с другом, делайте что-то вместе. Настало время грандиозного субботника! Этот чан, называемой страной, выкипел окончательно —надо наполнять страну заново! Насколько съедобным окажется новое варево, посмотрим лет через… ДВАДЦАТЬ!
ПЯТНІЦА ДРОБЬ СУББОТА: И да пребудет с вами Господь, ПДС и могучее чувство юмора!

Фото из личного архива ПДС

Все статьи