Непоседливость спасет мир
21.03.2018

Пусть не обижаются герои нашего интервью, но так и подмывает назвать их Сциллой и Харибдой харьковской шоу-индустрии. Вот уже практически десять лет они не дают Харькову покоя, как те два мифологических чудища, заставляя горожан метаться между их кипучими идеями и проектами, как между молотом и наковальней. Самым масштабным и красочным детищем этих двух колоритнейших общественников стал крупнейший в Украине винтажный форум ретро-автомобилизма «Харьковский Ретро Слет».

В этом году он будет посвящен такому смачному и соблазнительному стилю Америки 50-х как «Pin-Up» и пройдет в необычном для прошлых лет формате. Хотя, всё, что делают эти двое — Дмитрий Харченко (он же «Ретроградъ») и Олег Федоренков (он же легендарный «Дядя Фара») — никогда не укладывалось в формальные рамки…

В чем идеология, в чем концепт Вашей деятельности? Что Вами движет: любовь к технике, страсть к коллекционированию или элементарное честолюбие?

Дядя Фара: Скорее мы живем по принципу от противного: не «Вот он я — развлекайте меня», а «Вот они Мы, и МЫ нас всех развлечем»! И дело тут не автомобилях или мотоциклах… В детстве я к автомобилям никакого отношения не имел, хотя и пришлось «сожительствовать» с папиным мотоциклом «Jawa» в одной квартире на 8 этаже. Да-да, приходилось его заталкивать по лестнице, ведь в лифт эта махина не входила… Транспорт ворвался в мою жизнь уже после армии. Когда я неожиданно для себя стал рихтовщиком на СТО, естественно «по блату», ведь такие «рыбные» места в те далекие 80-е годы для человека с улицы были практически не доступны.

Автоклубной деятельностью занялся совершенно неожиданно. Приобретя Ford Fiesta, зарегистрировался в клубе любителей этого автомобиля. И пошло-поехало: пришлось покупать ноутбук, осваивать виртуальное пространство интернет и соцсетей, в кои до этого особо вхож-то и не был. И замечаю, что в клубе нет ну никакой активности. Естественно, моя натура выдержать этого не могла: я начинаю тормошить людей, печатать какие-то листовки, визитки, флажки, футболки. Потом это стало обрастать тематическими встречами, совместными выездами на пикники…

Ретроградъ: То есть, нам лишь бы повод был, чтобы организовать собрать и развлечь… Моя общественная жизнь началась еще в школе, когда я, будучи старостой класса, собирал пьянки, дискотеки, праздники и т.д. В институте всё это стало масштабнее и взрослее, «усугубилось» выездами на природу, в лес, на море со всеми вытекающими последствиями для организатора… Составить список, собрать, привезти, распределить — всё это было на мне. В те годы была у меня эдакая очень ответственная должность в легендарном пивном ресторане «Янтарный» — что-то между бухгалтером и грузинским «merikipe». Какая бы ни была разухабистая посиделка, я должен был скрупулезно записывать на салфеточке кто, сколько и чего заказал, а на выходе все расплачивались согласно этой «ведомости». Потом в 90-е был пробел, хотя это тоже была «работа с людями»: сумки-базары- махровые носки из Владивостока-джойстики-Минск-«эмиграция»-возвращение-дети… И на определенном этапе мои компаньоны по бизнесу заставили купить машину: мол, «нам уже намекают, что мы тебя как-то обижаем, неправильно с тобой делимся…». Пришлось купить Skoda Favorit…

С Вашей-то активностью, да в политику…

Дядя Фара: Могли бы... Нас даже обвиняли, что, мол, под видом клубной деятельности мы под себя подгребаем избирателей… Но не пошли, и никогда не соглашались использовать наши ивенты в политических целях.

Тем не менее, Вы уже собрали несколько «майданов» в Харькове. Чего только стоит прошлогодний ретро-слет...

Дядя Фара: Первый «майдан» мы собрали в 2009 году…

Ретроградъ: Но зарождалось это бурление еще с 2007 года. В стране активно развивается кредитование, люди массово покупают автомобили и в то же время энергично осваивают интернет-пространство: создаются форумы, в которых тысячи начинающих автомобилистов пытаются выяснить, что делать с проколом колеса и как прокачать гидропривод сцепления… В Украине тогда появилось около 120 виртуальных автоклубов.

Дядя Фара: И вот тогда у нас возникла идея «развиртуализироваться». 24 апреля 2009 года мы собрали свой первый «майдан» — «Парад автоклубов». 300 автомобилей тогда заполнили две трети площади Свободы. Участники 32 харьковских автоклубов подписали декларацию о сотрудничестве и проехались «шумною толпой» от площади ко Дворцу спорта.
Ретроградъ: Затем начали возникать тематические ивенты. Так мы стали инициаторами проведения в Украине Всемирного дня памяти жертв ДТП. При поддержке «Авторадио», госавтоинспекции, «Красного креста» нам удавалось 4 года подряд собирать на центральных площадях 13 городов Украины родственников погибших, автомобилистов, активистов, просто неравнодушных людей.

Дядя Фара: Знаковым и поворотным для нас стал пробег «По следам Антилопы-Гну». посвященный 80-летию романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». 14 августа 2010 колонна из нескольких автомобилей с персонажами романа на борту и с дюжиной увеселительных мероприятий за душой отправилась по маршруту: Харьков — Старобельск — Луганск — Донецк — Мариуполь — Бердянск — Мелитополь — Новая Каховка — Херсон — Николаев — Одесса.

Ретроградъ: Это стало нашим первым концептуальным костюмированным театрализованным проектом как с развлекательным контентом, так и с социальным подтекстом. Нас встречали суровые байкеры и солидные мэры, дородные селянки дарили хлеб-соль и гусей, а народ на скорость весело пилил «золотые» гири... «Антилопа Гну» тогда объединила сотни автолюбителей в каждом из городов, вдохнула жизнь в деятельность автомотоклубов, просто показала всем, как можно прикольно и неординарно собираться и общаться…

Дядя Фара: А еще мы 4 года проводили «Кашу-ралли». Несколько автоклубов выезжали на Старый Салтов, где состязались… в приготовлении каши… Как видите, никакого отношения это всё к ралли как таковому не имело. Скорее, к празднику человеческого общения. Но одной кашей сыт не будешь… И мы заварили кашу из двух совершенно якобы несочетаемых концептов. Эконом-ралли (где надо было проехать заданный маршрут с минимальным расходом топлива) и анти-эконом-ралли (где надо было приехать к финишу с наибольшим. Во втором случае, конечно, страсти кипели в буквальном смысле: чтобы сделать свои автомобили прожорливей, участники включали всю иллюминацию, на полную катушку раскочегаривали печки и аудиосистемы, утрамбовывали салоны сверхкомплектными пассажирами.

Ретроградъ: В пику такому беспределу в истории нашего Союза имеется и такое поучительное, но, несомненно, зрелищное шоу, как фигурный пилотаж «Битва Титанов». Мы вывели на площадь несколько экипажей ГАИ, заставили их пройти алко-тест, а потом предложили сразиться с автоспортсменами. Причем, не только в вождении: у нас был даже конкурс на самое мощное дуновение в свисток. После этого многие автомобилисты и работники ГАИ стали дружить семьями…

Как и почему произошел крен в ретро-тематику?

Ретроградъ: Мы вообще не любим заниматься одним и тем же подолгу. Нам очень скоро становиться тесно в каких-то одних рамках. Так мы переросли автоспорт и просто автолюбительство.

Дядя Фара: Мы были далеко не первыми в становлении ретродвижения. Мощное «Dnepr Auto Retro Show» устраивалось в Днепре, до нас состоялись ретро-показы в Киеве; одно из лучших шоу «Leopolis Grand Prix» проходило во Львове. Но Киев — это столица, а Львов — почти заграница, ему очень помогают те же поляки. И мы подумали, а почему такого нет в Харькове!

Ретроградъ: Мы уже давно осваиваем историческое и ретро-пространство. В 2013 году нам удалось «затащить» в Украину легендарное ралли на ретро-автомобилях «Пекин-Париж». Целых три года мы вели переговоры, чтобы его маршрут прошел через Украину. Надо сказать, что он никогда не повторяется. Но посетив Харьков, участники и организаторы очень хотели спустя три года повторить заезд в наши края… Вот только напряженность на границе помешала…

По версии информационного агентства STATUS QUO, ХаРС-2017 стал «Безусловным победителем в номинации «Культура». На какие номинации может претендовать ХаРС 2018?

Дядя Фара: Во-первых, мы проведем первое в стране ретро-шоу под крышей. Это будет очень необычное пространство «Арт-завода Механика. Иная земля» — такого антуража еще ни у кого не было! Нас ожидает концептуальная фуд-зона. Аниматоры, актеры и музыканты — всё это в стиле «pin-up». Очень много интерактивных площадок от спонсоров, среди которых особенно будет выделяться креативная зона нашего давнего партнера  - компании «Авантаж»…

«Хэдлайнер» нынешнего слёта — Chevrolet Bel Air Sport Hardtop Coupe 1955 года из конюшни Леонида Брежнева!!! Это правда?

Ретроградъ: Как говорится, на ловца и зверь бежит. Когда «pin-up» оформился в качестве основной тематики, естественно мы стали углубленно изучать это явление и тут же натолкнулись в сети на очень стильную и мастерски сделанную фотосессию на фоне Chevrolet Bel Air. Это были просто идеальные картинки для пиар-сопровождения нашего слёта. Ведь именно этот автомобиль, необычайно популярный в середине 50-х в Америке, как никакой другой полностью воплощает дух и букву «pin-up». Как оказалось, автор этих фото — ретроательер Алекс Галушков из Днепропетровска, но ныне живущий в Китае, а автомобиль оказался тем самым Шевроле Брежнева… Который не доехал по чистой случайности на прошлый ретро слет. В общем, всё срослось как нельзя лучше. Фотограф с удовольствием и бесплатно предоставил нам свои работы, ну а Bel Air уже с прошлого года ждёт не дождется, когда же его довезут в Харьков и сделают главной изюминкой…

Chevrolet Bel Air был второй иномаркой в коллекции Брежнева.

Весной 1955 года глава СССР Никита Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей — в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. В апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop — со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».

Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Вот Никита Сергеевич и решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде — тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.
Шикарный подарок радовал будущего генсека недолго — «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. Красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.

Но Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое-то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
Василий Панкратов — уважаемый в Европе реставратор ретромобилей — нашел пожилого красавца в одном из гаражей Днепра в плачевном состоянии и блистательно (другого слова и не подберешь) восстановил его.

Экономика этого мероприятия (если не секрет) — это больше разорение или приличный заработок?

Дядя Фара: Зарабатываем на жизнь мы другими вещами. А ХаРС стараемся проводить так, чтобы хотя бы выйти в ноль…

Ретроградъ: Для этого есть спонсоры и продажа билетов. Это, кстати, показатель того, что уровень мероприятия растет, а, следовательно, растут и расходы. Раньше хватало скромных взносов и посильных спонсорских вливаний. Теперь же масштабы «ХАРСа» требуют других бюджетов. Чтобы всё это выглядело стильно, привлекательно, ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Аренда интересного и удобного для всех места, визуальная реализация концепта, аниматоры, костюмированные персонажи, сценический звук, привлекаемые артисты. В прошлом году, нам, например, недешево обошлось целое поселение практически настоящих Североамериканских индейцев. Зато никто из посетителей не сомневался, что он попал на мероприятие «Made in USA». В этом году эти расходы вырастут еще больше.

Как вам удается соблазнять владельцев статусных и редких экспонатов?

Ретроградъ: Есть два способа: это либо заинтересованность самих участников, либо за деньги. Есть коллекционеры, которые хранят свои сокровища в закрытых частных музеях. И о них знают избранные единицы. А есть экстраверты, которые любят работать наружу, которым нравится показать свою диковину, полюбоваться ею вместе с остальными.

Каждый владелец считает свою технику уникальной. Каждый хочет, чтобы ему было оказано отдельное внимание, чтобы подошел Дядя Фара, заглянул под капот, оценил крутизну салона. А мы иногда этого физически сделать не можем, мы даже не всегда успеваем со всеми поздороваться толком, за что заранее просим прощения. Бывают и некоторые недоразумения. Есть участники, которые всегда ждут призовых мест, а, не получая их, обиженно топят по газам и «дрифтуют» на всех парах через всю площадь.

Дядя Фара: А в целом этим людям нравится общаться, делится друг с другом, кому-то хочется, и не без оснований, просто похвастаться своим раритетом. Им не нужны гонорары за участие, даже не все просят оплатить транспортные и командировочные расходы. Вот так и попадают к нам красивые и статусные экспонаты. Хотя мы стараемся по мере роста проекта эти затраты компенсировать.

Ретроградъ: Кстати, одно из самых ценных и важных признаний нашего проекта — это не меняющиеся из года в год логотипы спонсоров. Это значит, что нам доверяют, не стесняются и не боятся вложить деньги вновь и вновь.

Итак, кого-то Вы приглашаете, а кто-то хочет выставиться сам? Как это сделать?

Ретроградъ: Регистрируемся на сайте, публикуем фото своего авто, а потом ждем результатов отбора. Если ваш автомобиль в хорошем состоянии и достаточно редок, то, скорее всего, вам найдется место в каталоге отобранных участников.

Ваши мероприятия — это ведь не просто кунсткамера сама в себе. Это же и демонстрация уровня развития нашей местной индустрии развлечений. Это смотровая площадка целых пластов городской культуры, нашей способности и желания развлечь друг друга… Как и куда это всё может развиваться? Ваше видение?

Ретроградъ: Хочется, конечно, чтобы ХаРС дорос до уровня таких форумов как, например, world show «Techno-Classica Essen» в Германии. Это такое себе Барабашово, только всё заставлено автомобильным винтажем! Кстати, я уже в этом году планирую выйти на международный уровень, ну хотя бы личном забеге. Сейчас готовлюсь принять участие в Mongol Rally в составе интернационального экипажа «Ukraine Vikings». Это эпическая благотворительная гонка длиною около 14 000 км. В этом году она стартует из Праги и традиционно завершается в столице Монголии — Улан-Баторе.

Участники — беспечные безумцы и весельчаки, которые отправляются на другой конец света, чтобы не только найти себе приключения, но и сделать планету лучше, помочь нуждающимся. Каждая команда должна пожертвовать, по меньшей мере, 1000 фунтов стерлингов на благотворительность. В этом году часть денег пойдет на борьбу с уничтожением тропических лесов —  это международная программа. А вот на что будет потрачена вторая часть, решает сам экипаж. Мы переведем деньги  в харьковский фонд «Волонтеры: взрослые детям», членом которого я состою с первых дней его существования. Очень надеюсь, что это путешествие даст богатейший опыт в организации подобных мероприятий в Украине.

Дядя Фара: И в ближайших планах у нас один такой проект имеется… Еще с 2011 года мы проводили губернское турне «Старая Карта» Тогда это название было просто красивым символом, поводом для посещения исторических мест Харьковской губернии.

Но совсем недавно нами обнаружена настоящая «Старая карта»! Это реальная схема ралли, состоявшегося в 1940 году по маршруту, охватывающему половину Харьковской области. Сейчас мы ищем сведения об организаторах, участниках, подробностях пробега, затем едем на места для рекогносцировки. И если всё сложится, то проведем ралли не хуже легендарного «Львівського трикутника». Надеемся, что это будет, не просто гонка, а масштабная акция, которая должна оживить культурную жизнь в харьковской глубинке.

 

Текст: Игорь Авдеев
Фото: Игорь Авдеев, Алекс Галушков

Все статьи