Харьков — тот странный город, славу и гордость которого во многом делают «понаехавшие тут всякие». Уроженец, скажем, Луганской области, Сергей Жадан становится культовым харьковским писателем. Музыканты из западных регионов Украины и театралы из России считаются зачинателями очередных истинно харьковских направлений и стилей. А вот Роман Минин из Донецкой области ассоциируется у артовой публики как ведущий представитель харьковского стрит-арта и мурализма. Иногда возникает ощущение, что его митьковские Гоголи, появились задолго до самой улицы Гоголя, на стенах которой они прописались семь лет назад. А его дуэль Пушкина с мультипликационными злыднями, разгоревшаяся в одной из арок на Пушкинской, может по праву считаться архетипом харьковского бытия, символом вечной битвы тотального базара и повального интеллекта, бесшабашного космополитизма и махрового провинциализма.
Итак, мы уже внутри этого феномена нехарьковского харьковчанина. Милости просим.
Я отношусь к музыке как к допингу, как стимулирующему и побуждающему фактору. Музыка — как сигналы к действию, как сигналы к спариванию, созерцанию… Музыкой надо уметь пользоваться. Мало иметь какие-то предпочтения в музыке: мы живем и движемся в пространстве, меняемся. Что-то прилипает к нам на долгое время. Но для каждого периода жизни, состояния души в определенные периоды подходит своя музыка. Главное уметь ею пользоваться. Хорошая музык , плохая музыка — я могу слушать что угодно, но только в свое время, для разных задач, для разной деятельности. Я ведь художник, человек, раненый в голову образным мышлением и поэтому ценю в музыке наличие образов, если они читаются, значит, музыка хорошая. А если она БЕЗобразная, то…
Конечно. Еще на заре своего уличного творчества мне нравилось работать в одном дворе, я там разрисовывал гаражи. А из соседнего окна было слышно, как девочка играла на фортепиано и пела. Одно и то же несколько дней подряд. Кого-то это достало бы, а меня, наоборот, вдохновляло.
В 90-е годы во времена веерных отключений электричества, у меня за стенкой жил учитель музыки. И он постоянно репетировал с учениками тему, вот эту: та-да-да та-ди-да-да дай-да-да-да-да-да-да (напевает мотив «Весны» Воплей Видоплясова). Свечи, живая музыка за стеной — мне этот так нравилось! Это такая классная картинка.
Да была группа. Сейчас мы сочиняем и поем песни с моим маленьким сыном. Когда появился Мирон, произошел толчок в жизни, естественно, поменялось мировоззрение. Появился цикл детских песен. Мирон выдает фразу и из этого рождается песня. Не скажу что это творчество достигает того уровня и качества, когда им можно зарабатывать деньги. Просто я люблю на гитаре «играть».
Да, это очень классно…
Если говорят, что художник играет, то это не значит, что он играет исключительно на нервах. Вот когда актер играет, музыкант играет — это нормально. Но в большинстве случаев человека играющего наше общество воспринимает как сумасшедшего. Вот в английском и художник, и актер, и артист обозначаются одним словом «artist». Все они играют. У каждой игры должны быть правила: это и владение инструментом, и построение композицией, и умение работать с образом. Все это касается и актера и музыканта, а вот в отношении художника эти вещи не очень очевидны и поэтому ему в игре отказано обществом. С этим у нас пока сложно. Что касается игры с публичным пространством, то я предпочитаю игру со зрителем на равных. Я ему подачу — он мне ответил. Я против того, чтобы швырнуть в публику ракеткой, крикнуть «Я чемпион, а вы все козлы». Я хочу, чтобы диалог со зрителем происходил как можно дольше.
Музыканту и актеру зрители аплодируют. Но! Все это происходит очень быстро. А вот на картины реакция долгосрочная, сразу отдачи мы не получим. Но, тем не менее, я сейчас даю Вам интервью — это значит, что обществу я интересен. Со временем у общества возникает все больший запрос на подобное творчество. В конце концов, ко мне может кто-то прийти и попросить разрисовать ему гараж. Не обязательно получить только положительную реакцию, главное, чтобы не было равнодушия. Моя задача — постоянно щекотать равнодушие. Когда-то я тоже думал, что за год-два мы изменим мир, но потом смирился с тем, что аплодисменты будут растянуты на годы в один мееедленный хлопок. Художник должен набраться терпения в ожидании оценки и понять, что он работает со временем и во времени. Ну а для бурной овации надо сделать что-нибудь радикальное и вызывающее, провокация на провокацию… Я в своем жанре мурализма не собираюсь ни с кем ссориться.
Я хочу возродить жанр монументально-декоративной росписи, изъеденную кислотой стрит-арта и мурализма. Это моя мечта. То, что мы делали до этого в Харькове — это немножко стрит-арта, немножко мурализма, а вот по-настоящему монументально-декоративных работ я еще не сделал.
Часто радикальные представители стрит-арта закрашивают наши работы из-за того, что, мол, они не соответствуют определенным критериям и табу этого жанра. Они, якобы, недостаточно протестные и вызывающие. Еще многих раздражает тот факт, что мы работаем легально, а, значит, сотрудничаем с властями. Но мне кажется, что, наоборот, надо взрослеть и стремиться к обоюдному сотрудничеству. Будущее искусства в нашем городе может состояться только из взаимодействия художника и власти.
Мне Харьков нравится, я менял здесь место жительства шестнадцать раз! Каждый район по-своему хорош, даже Ивановка. Вспоминается:«Я жил на берегу железной реки, у подножия Холодной горы». Глаз порадовать нечем — цыганский такой район, тоскливая промзона вокруг, но все это окутано особой романтикой одноэтажных хибар и прокопченных угольными печками людей. Вопрос «куда идти на этюды» никогда не стоял — идем рисуем железную реку (железную дорогу), даже речка-вонючка (р. Лопань) всегда была благодатным объектом для работы. Сейчас я живу в самом лучшем из всех мест — на улице Есенина возле Саржиного Яра…
В отношении жилых домов и офисных зданий у меня абсолютно не возникает никаких эмоций. Я их не рассматриваю как произведения искусства. Автомобиль — это средство для передвижения. А эти дома — место для ночевки. Вот здание художественной академии — это произведение искусства. Александровская колокольня Успенского собора — мне нравится, как светятся ее глаза-циферблаты. Это один из самых сильных образов Харькова, который воплощен в моих работах. Оперный театр, по лабиринтам которого мне довелось много бродить, напоминает колоссальный космический корабль. Очень нравится весь комплекс площади Свободы с нагромождениями Госпрома, университета, Говоровки. Вот это стиль Харькова — мощный, сложный, лабиринтообразный. Я обожаю харьковское метро. И я горд тем, что мне выпала честь поработать в его пространстве. Мне кажется, нам удалось интегрировать сакральный образ в светское пространство (речь идет о барельефе св. Татьяны на выходе станции «Университет», прим. ред.).
Если бы я что-то и хотел изменить, то это спальные районы. Работать со старыми стенами, конечно, можно и интересно. Плоскости исторических зданий заманчивы для художника тем, что находятся в центре города, у всех на виду. Но они уже и без нашего вмешательства содержательны, там и так хватает смыслов. А вот спальные районы — это места, где живет и растет основное количество детей города. Если мы изменим эту среду, изменится наше будущее. Наша жизнь станет веселее и ярче. В центр надо приглашать самых дорогих и достойных художников, пусть они делают «открыточку», которую не стыдно показать гостям. Они должны осуществлять масштабные проекты, а не просто побрызгать по забору баллончиком. В центре нужны малые скульптурные формы, вот хороший пример — фонтан «Влюбленные» на Бекетова. В центре надо играть дорогими современными материалами и технологиями: металлами, смальтой, стеклом, витражами, светодиодной подсветкой… Надо делать так, чтобы все это работало и днем и ночью. А вот «недорогую» роспись надо перенести на Салтовку и в другие спальные районы. У нас очень много свободных торцов (побывав как-то в Перми я еле-еле нашел два дома со свободными от балконов торцами), арок, трансформаторных будок — площадей и объектов для творчества полно!
В Харькове полно людей и идей. Все что сейчас делается на пути изменения городского пространства, может делаться в сто раз лучше. У Харькова огромный потенциал, мы можем собственными силами преобразить город не хуже ведущих зарубежных художников. Об этом надо постоянно говорить и надо показывать достижения нашего арт-сообщества. Есть идея создания сайта, на котором будут представлены проекты монументального искусства прошлых лет, особенно те, что делались «в стол» — эти вещи мало кто видел, или не видел вовсе. Естественно, здесь должны быть и работы начинающих художников, студентов. На этом ресурсе хотелось бы объединить художников, скульпторов и архитекторов для того, чтобы они учились сотрудничать и воплощать совместные идеи. Создание такой виртуальной площадки позволяло бы обществу как-то самоутверждаться и давало бы надежду на развитие творчества в нашем городе.
Одна из больших наших проблем — мышление, ограниченное финансовыми возможностями. Мы не умеем масштабно мыслить: нас не учат этому, и нам не дают развернуться условия жизни. Но надо стремиться к этой смелости, надо учиться позволять себе что-то большее.
Да, это хорошая площадка, хорошая трава для игры. Я люблю качественные материалы и качественные холсты, я люблю новые стены.
То, что строительная фирма способна на творческие эксперименты и готова услышать художника, то, что наряду с коммерческими целями будут реализованы чьи-то творческие амбиции — это признак некоего взросления Харьковского пространства. Это совершенно новый качественный уровень планирования городской и жилой среды. Наконец-то мы переходим от хрущевской барачной застройки к организации концептуального и игрового пространства. Всем нам — и художникам, и архитекторам, и строителям — придется к этому стремиться все больше и больше. Так, чтобы спустя какое-то время, человек, идущий по тротуару в ответ на вопрос «Кому принадлежит этот дом, эта улица, этот город» с удовольствием и гордостью мог ответить: «Это принадлежит мне»!
беседу вел Игорь Авдеев