Будуємо так, як треба
Лицо города в лицах.Часть XII. «In-Between»: в эпицентре здравого смысла
26.02.2018

В ежегодном рейтинге аналитического подразделения британского журнала The Economist — The Economist Intelligence Unit — Киев по уровню комфортности вот уже который год входит в десятку худших городов планеты. В прошлом году он оказался на 131-м месте из 140 городов… В Харькове с комфортом и уютом чуть получше, но вряд ли наш город попадает в шорт-лист самой престижной урбанистической премии Европы «Urbanism Awards».


А что, собственно, мешает нам жить красиво, удобно и безопасно? К таким немудреным, но очень сложно решаемым вопросам свелась наша острая беседа с одним из самых рьяных поборников истинной красоты и смысла в современной архитектуре — Виктором Зотовым.

Виктор Зотов — киевский архитектор с харьковским дипломом, руководитель архитектурного бюро Zotov&Co, организатор международного фестиваля CANactions, который стал настоящим эпицентром развития урбанистических идей для украинских городов.

Попадая домой «оттуда», первое, что удручает и вводит в состояние дискомфорта — отсутствие геометрии. Говоря языком фотографов — всюду «завален горизонт». Всюду геометрический бардак: на полях, в лесах, столбах, я уж не говорю об архитектурном бардаке… Общее ощущение от этого — «хвора людына»! А каков Ваш краткий диагноз пространства: городского, архитектурного?

В начале 90-х годов один киевский художник поехал в Париж, где прицельно посещал два месяца самые «сладкие» в архитектурном отношении места. Вернувшись домой, он увидел покосившиеся столбы и начал пить. Через два месяца он умер… Сейчас у нас такой драмы или трагедии возвращения нет, но что-то от неё каждый раз остаётся. При возвращении ощущается нечто диссонирующее и неприятное.

Специфическое наше «не так» — это чрезмерное сосредоточение внимания на косметике, на форме, на внешности, на том, что на поверхности, на том, что легко снимается. Это всё для лохов. Это свойство больного человека, который чем больше болеет, тем больше жрет какую-то гадость…

Здоровый человек способен глубже видеть. А когда твоё внимание, твои устремления и ценности сведены к макияжу на лице, то вряд ли ты будешь здоров и по-настоящему счастлив.
Архитектура — это визуализация процессов, происходящих в обществе. Проще — какие люди, такая архитектура. Тут ничего не скроешь, как на приеме у китайского доктора, который всё расскажет по твоим глазам. И так не бывает, что мы внутри какие-то очень тонкие и красивые, а снаружи вот оно так непонятным образом нечаянно получается. Так не бывает. Культура она тотально пронизывает все слои.

А еще, после посещения «правильных» стран, обостряется ощущение беспризорности и «временности» нашего пространства. Тогда как у них там всё присмотрено, и ладненько так подогнано на века, что называется… У нас всё как будто «понарошку». Вот это всё тянется со времен советских времянок и бараков, которые строились на пару-тройку десятилетий до окончательного наступления коммунизма, когда кто-то всё это перестроит в сказочные дворцы уже навсегда. Тем временем, хрущевки, рассчитанные на 30-40 лет перевалили на седьмой десяток. И до сих пор эта «барачная» психология выплескивается в организации жилого пространства, особенно бюджетного класса. Те же «хрущевки» сотнями клепаются во всех крупных городах, формируя архитектурный пейзаж на ближайшие сто лет!!! Это что будет продолжаться бесконечно?!?! Что с этим всеобщим фэйком делать? Как начинается созидание нормального пространства «у них» и как — в стране «курящего человека»?

Ко мне в Киев в гости как-то приезжает Олег Дроздов, мы идем на прогулку на Днепровские схылы. Это то самое ценное и важное, что еще осталось в столице… Он такой гордо, с позиций модернистского Харькова, говорит: «Ты меня травкой не купишь»… Обращая внимание, насколько Харькову повезло, куда вся эта архитектурная «мачмала», кугутня, наверченные «тортики», весь этот пенопласт в таких масштабах еще не дошли. «Это к вам еще деньги не дошли»– злорадно отвечаю я. Спустя несколько лет, я вижу, что Харьков достойно соревнуется в этом безвкусии…

Наши студенты-архитекторы изучают форму, стиль, композицию, т.е. вещи, связанные с косметикой и макияжем, одежкой… А вот в том же Амстердаме так не принято.
Первый опыт у меня был с Олегом Дроздовым на Ambulance (международном недельном воркшопе с иностранцами) в 2003 году… Голландцы там преобладали. И вот там в первый раз мне бросилось в глаза, что 90% внимания и усилий были сосредоточены не на форме и даже не на объеме. Это было плохим тоном — рисовать. Рисование — это такой себе десерт, который выносят в самом конце, как бы суммируя, облекая напоследок в некую форму гораздо более важные вещи.

Попробую их назвать:
Какая в этом доме функция, какие соотношения функций? Кроме квартир, их метража, комнатности, планировки, что еще содержит в себе понятие «жилья»?
Ответы на эти вопросы очень ёмко были представлены на упомянутом фестивале в одном швейцарском проекте — «In Between». Наши коллеги 4 года готовили эту работу, имея в виду пространство между квартирой и улицей. Вот там всё самое важное: между входом в моё персональное личное пространство и общей социальной зоной! Самые важные процессы там происходят. Как и о чем люди разговаривают там?

Теперь взглянем на типичную нашу застройку: дворы забиты машинами. Пространство, которое подразумевает взаимодействие, физически отсутствует. Человек вдыхает в квартире, ныряет в эту враждебную общественную зону и выдыхает, выныривая у себя в машине. Кто кого? Постоянная вражда…

Из этой агрессии во многом формируется и архитектура наших городов. Агрессивно и безапелляционно возведенная свечка в историческом центре, агрессивно ломающие природный и культурный ландшафт коробки жилых комплексов…

Вот-вот! В Норвегии меня одолевал профессиональный азарт — найти тупик! Абсолютно везде можно пройти!!! У них все сделано так, что ты понимаешь, где ты и как добраться куда-то: просто поднимаешь голову и понимаешь, где туалет, а где вокзал… Это тоже безопасность. Когда я опаздываю на поезд, мне лишний световой и звуковой дизайн мешают…
Важнейший критерий качества жизни — это безопасность, начиная «не сиди спиной ко входу» по фен-шую, заканчивая опасностью для жизни, когда тебя с разгона переехали джипом в собственном дворе. Это ощущение комфорта в широком смысле.
С квартирой проще: в личном пространстве люди как-то потихоньку стали что-то менять. А вот во дворе по-прежнему ничего не понятно.

Что же надо сделать такое радикальное, чтобы «картинка ожила», чтобы пространство стало радовать глаз, чтобы для живых нормальных людей?

Перед тем как понять, что надо менять и как надо менять, надо спросить, а кому это надо? КТО заинтересован в каких-то преобразованиях. Кто эти люди? Чем они живут, какие у них запросы? Давайте посмотрим людям в подъезды, во дворы. Первое, чем надо заняться — это ничейное большое пространство возле домов. Там всё плохо. Качество жизни во многом формируется пространственным и социальным многообразием. Деревья, кустарники, палисадники, тротуары. Как они выглядят и как они разграничивают те или иные зоны? Что делать с общим пространством подъезда или этажа — для маленькой зоны, где обитает 15-20 человек? Лоджия, лестничная клетка, газончик возле подъезда, где можно поваляться, площадка для активного отдыха — этот набор «публичного» и «приватного», где вот это моё, а вот это не моё — понимание этих вещей даст видение дальнейших изменений. Пока будет всё «общее», т.е. «ничье», ничего происходить не будет.

Парковки во дворах быть не должно. Какими видами активности наполнены нежилые нижние этажи и здания социального назначения поблизости? И как эту активность оживить? Этот ряд, формирующий понятие качества жизни, можно продолжать и продолжать…

А тем временем салтовский «пипл» спокойно себе жарит шашлык на балконе или посреди двора, доставая на закуску огурчики из подвалов, нарытых в своё время прямо у себя же под ногами.
Есть ли вообще социальный запрос на эти преобразования и движение к чему-то лучшему?..

Этот круг над разрывать. А не идти на поводу у того, что «пипл хавает».
Надо дать людям опыт самостоятельного принятия решений. И всё, тогда начнется цепная реакция. Возвращаясь к швейцарскому проекту «In Betwеen», надо чтобы люди нашли какие-то зацепки и начали коммуницировать. Из этого начинается всё: и конституция, и децентрализация.

Бессистемность, беспризорность, архитектурное прошлое всё в руинах. Почему? Наши люди любят прилепить на современное здание какие-то элементы ранних стилевых эпох, А зачем это украшательство под старину, когда рядом настоящая старина разрушается. И вот делается такой якобы памятник, но типа «лучше», хотя он-то не лучше и памятником вовсе не является.

Пока мы утвердим правовое государство, децентрализуем мозг, в стране появятся тысячи коробок , во дворах которых так и не будут решены все эти проблемы. На очередные 10-20-50 лет? Пока мы говорим о таких высоких материях, было уложено еще 15 тысяч кирпичей на стройплощадках страны. Что с этим всем делать?

Могу Вас успокоить. Это прекрасное общество, которое будет возмущаться плохой архитектурой и требовать чего-то иного оформится как раз тогда, когда строящаяся сейчас архитектура перестанет существовать. Так что всё произойдет само собой. Через каких-то 50-60 лет… и это не страшно. Если об этом не думать и не делать ничего, то этого не произойдет и через 60 лет. Переехав в Киев, я попал в гущу архитектурной жизни и начал проявлять много активности социальной, профессиональной. Мы сделали фестиваль, школу… Потом я обнаруживаю, что КПД от этой деятельности составляет где-то 2%. Это выражается и в понимании твоего видения и подхода и коллегами, и заказчиками, и потребителями. Это было страшное открытие. Но потом понимешь, что это и есть та самая маленькая лопаточка, которой потихоньку помаленьку можно разгрести ту зловонную кучу, коей является наше государство.

Но есть и боле форсированные методы изменений. Реализация необычных объектов, с неординарно решенной инфраструктурой. Надо показать по максимуму что-то новое. Девелоперы, часто ссылаясь на то, что «пипл не хавает», не рискуют развивать такие проекты. Но как показывает отечественный опыт, инновационные «странные», непохожие ни на что проекты давали и в коммерческом и в имиджевом плане неожиданно успешный результат.

Архитектор — умный, красивый интеллектуал со свежими правильными идеями, с ответственной современной продуманной архитектурой…. Предлагает девелоперу такой во всех отношениях инновационный, но очень рискованный проект. И девелопер даже соглашается. Но вот дело доходит до самого воплощения. Навыка владения современными технологиями, хватки профессиональной у нашей строительной индустрии достаточно, чтобы результат был как « у них там»?
Вот я пока не вижу такого качества как «у них». Может, я все-таки не прав? Может, этой проблемы вовсе нет?

Мне было бы удобнее с Вами согласиться, но… Плохо, когда архитектор чувствует себя эдаким гением, у которого весь мир в заложниках… Мне близко понимание архитектурной деятельности, как рациональной инженерной деятельности, которая решает понятные практические задачи. Наша гипертрофированная художественность это спекуляция своеобразная, для того чтобы не выполнять или не знать куда боле важные вещи.

Материалы и технологии, о которых вы говорите должны совпадать с требованиями конкретного заказа. Когда такого совпадения нет, т.е. концепция объекта намного более раздута по сравнению с возможностями исполнителей, то мы имеем это эффект «ненастоящего». Или вообще получается какая-то нелепица, когда пытаются всовывать детали от «мерседеса» в «запорожец». Надо соответствовать классу — ни больше, ни меньше…

Меня не смущает простенько выкрашенный фасад, но он должен быть хорошо выверенным и по цветовой гамме и по расположению и форме окошек… Хорошее слово — «упорядочен»! Мне очень нравится в малом бюджете работать, чтобы продемонстрировать, как можно сделать качественно и привлекательно. Мне интереснее проектировать малогабаритное недорогое жилье, где каждый миллиметрик на месте, чем вот это «лакшери». Рациональная составляющая и твоя изобретательность реализуются в таких проектах в большей мере. Такое простое жилье — самое востребованное и я скажу оно по площадям и проектировке практически совпадает с советскими СНИПами. А вот недвижимостью элитной крупногабаритной рынок за последние 20 лет перенасыщен. Ведь такую площадь не только дорого купить, но и дорого обслуживать в перспективе…

Часто люди, участвующие в строительном процессе часто забывают такую простую истину, что когда-то придётся умирать. Это очень важное знание — надо делать всё так, чтобы было интересно жить, и не всегда всё сводится к баблу. Ну, раздели всё на два, сделай красиво и удобно. Меня такие мысли заводят. Надеюсь, что не только меня. И осознание скоротечности жизни, что бы там ни было, будет постоянно подстегивать таких людей что-то менять вокруг. И всё будет нежнее происходить. Как говорит Юрий Рынтовт — «на пальчиках, на цыпочках»…
В Голландии очень много таких примеров ярких, стильных, необычных, неожиданных архитектурных форм. Там вообще мы наблюдаем некую тотальную искусственность природы. Скудность ландшафта и растительности словно подталкивают к созданию такого пространства.
В Швеции вообще ничего похожего — там сплошные сундучки-коробочки и… очень высокое качество жизни.

Сейчас все больше набирает, особенно среди молодежи, культ здорового образа жизни. Почему же, когда речь идет о городском пространстве, резко меняются приоритеты? У шведов и норвежцев эта рафинированность и намеренное отсутствие прихотливых форм и отделок компенсируются тем, что в этом всем есть содержание.

Есть ли у нас шанс сделать существующее пространство рациональным, заставить его повернутся «к нам передом, а к лесу задом»?

Пожалуйста, вот вам позитивный пример в Ивано-Франковске… Есть там такой старый завод «Промприлад» (в Харькове таких тьма), который в соответствии с генеральным планом подлежал сносу. И на его месте планировалась застройка, похожая на то, что сейчас строят везде — высотки-палки — сейчас такой тип жилых домов составляет как минимум 95% от всей застройки. Я говорю местным: «Здание с точки зрения инженера красивое, масштабное с прекрасно сохранившимися железобетонными конструкциями, с большими пролетами, высокими потолками. Это надо как-то использовать!». Самое смешное, что площадь сносимого объекта составляет 32 тыс. кв. метров, а предполагаемых новых — 25 тысяч кв. метров. Т.е. вместо уже готового просторного комплекса предлагалось слепить в полтора раза меньшее пространство с низкими потолками и мелкоячеистой структурой… Вместо всего этого воздуха и заключенных в нем возможностей и размаха — кладбища кирпича и пенопласта! В итоге решение о сносе все же отменили, сейчас там реализуется масштабный культурный проект.

Да-да… Нечто похожее делается и в Харькове в бывших корпусах завода Малышева на арт-заводе «Механика»… А что-нибудь похожее происходит в жилом секторе?

Сейчас в Харькове наше бюро совместно со строительной компанией «Авантаж» осваивает проект, который должен показать всему архитектурному и строительному сообществу, что реализация необычных объектов, с неординарно решенной инфраструктурой — единственно перспективное направление на сегодня. Надо показать по максимуму что-то новое. Девелоперы, часто ссылаясь на то, что «пипл не хавает», не рискуют развивать такие проекты. Но как показывает опыт, инновационные «странные», непохожие ни на что проекты давали и в коммерческом и в имиджевом плане неожиданно успешный результат.

Надеюсь, что эта совместная работа с «Авантажем» будет демонстрацией того, что при простой внешней форме все объекты будут коммуницировать друг с другом, обеспечивая те самые комфорт и безопасность в широком смысле слова. Детский садик будет там, где всем будет удобно. Автомобили по определению принципиально во дворах не смогут появиться, в центре пространства есть школа, есть масса паблик-спейсов…

Только так можно двигаться в направлении того нормального, взвешенного, бережного, рационального подхода, который исповедуют нормальные общества. Это формируют новый уровень ценностей и заражает ими активный слой социума. У людей, которые реализуют подобные проекты, уже по определению всё в порядке в голове и они индуцируют эту упорядоченность в головах других. И, дай Бог, эти процессы запустят какие-то грандиозные сдвиги в сознании масс…

Материал подготовил: Игорь Авдеев

Иллюстрации: zotov.com.ua

 

Все статьи