В Харькове уже не первый год проводится не то праздник, не то карнавал — «Велодень». Десятки тысяч жизнерадостных людей, надев яркие и забавные костюмы наслаждаются возможностью совершенно свободно и вальяжно перемещаться по городу на велосипеде… Но всего лишь два дня в году. Еще в двухмиллионном Харькове есть семикилометровая велодорожка… Да и то практически за городом… А возможно ли это удовольствие растянуть на сотни километров и 365 дней в году, как это происходит в европейских городах? Как нам добиться комфортного сосуществования в своем же городе? Как сделать, чтобы такое слово как «урбанистика» ожило и начало играть в наших условиях?
Эти животрепещущие и безотлагательные проблемы мы попытались обсудить в напористой беседе с Александрой Нарыжной — архитектором, урбанистом, главой ОО «Городские реформы», первым проректором Харьковской школы архитектуры.
Все наши проблемы заключаются в том, что в постсоветских странах пешеход не является «транспортом»! Тогда как пешеход в цивилизованном городском пространстве рассматривается таким же полноправным субъектом движения, как и металлические предметы на колесах. И о его перемещении надо заботиться не меньше. Следить за тротуарами, обеспечивать тотальный доступ во все точки города для всех пешеходов: молодых и пожилых, с детскими колясками и в инвалидных повозках.
Автомобиль не должен рассматриваться как приоритетное направление развития города. Никто уже так не мыслит за рубежом. У нас же вся официальная документация по развитию, которая пишется в различных учреждениях типа «ДІПРОМІСТО» и комитетах, до сих пор основывается на этом приоритете.
В Германии в муниципальных проектах застройки уже совершенно не учитываются парковочные места. Это проблема не города, а застройщика. Он должен их обустроить, не трогая городскую землю вокруг. А у нас этим занимается город и отводит под автомобили всё больше и больше городского пространства. И это стимулирует людей еще больше ездить на автомобиле. Пешеход и велосипедист еще больше вытесняются из этого автомобильного мира.
Когда мы решили работать с городским пространством, то начали с велосипедной инфраструктуры. Велосипед — это один из ярких способов гуманизации городской среды. Организация велосипедной инфраструктуры тянет за собой и пешеходное пространство. Ведь у нас полностью заблокировано восприятие велосипеда как городского транспорта. Мы подошли к этой проблеме системно и в начале 2015 году приступили к разработке «Концепции развития велосипедной инфраструктуры». Уже в сентябре этот документ был вручен заместителю мэра на открытии «Европейской недели мобильности».
«Европейская неделя мобильности» вот уже около 30 лет и выносит на обсуждение различные аспекты сосуществования людей в городах Европы.
Наша акция была нами задумана как один из методов достижения «устойчивой мобильности» горожан. Проще говоря — это ответ на вопрос «КАК начать делать Харьков удобным для жизни?». Это мероприятие наша организация проводила в течение двух лет, хотя этим должны заниматься городские власти, т.к. наш город концептуально присоединился к общемировому процессу созидания стабильного города.
За эти годы мы провели несколько раз акцию с характерным названием «Велосипедом на работу», в которой приняли участие сотни горожан, а еще многие просто-напросто загорелись идеей иного перемещения по городу. А кроме того, это ведь еще и инструмент влияния на городскую администрацию.
Да, нашу Концепцию приняли. Официально она как бы имеется в виду в некоей стратегии развития города, но, если по-честному, ее никто не выполняет. У нас прописаны конкретные пункты, которые предполагают при реконструкции любой улицы закладывать в проект пешеходные и велосипедные зоны. То есть, там, где проводились капитальные ремонты улиц за последние годы, должны были появиться велосипедные дорожки, удобные переходы без бордюров и перепадов. Мы этого не видим ни на полностью реконструированной Павловской площади, ни на улице Университетской, ни на улице Чеботарской, ни на каких-либо других улицах, где велись серьезные ремонтные и восстановительные работы. Для того, чтобы всё это сдвинулось с места нужны чисто политические решения…
Запрос-то у нас идет от молодого поколения. И оно не агрессивное. Надо постоянно искать любую возможность для диалога и не только с властями, а вообще с другими жителями города. Надо донести до всех новые ценности. Чтобы все горожане могли сформулировать новые запросы. У нас ведь запрос среднестатистического обывателя дальше детской площадки не идёт. А ведь есть еще масса аспектов комфортного и удобного проживания в городе. Но никто не знает, что «просить»!
Т.е. наша цель — не восстание какое-то поднять, а в том, чтобы подталкивать общество к изменениям, помочь людям обрести новые желания. Мы стараемся донести до людей новый уровень мечты. А то мы попадаем в ситуацию, когда человек, повстречав «добрую фею», не знает, что и пожелать.
Мы предприняли первую попытку обустроить пешеходное пространство города и наполнить его жизнью, а не паркингом. В том же 2015 году с 8:00 до 22:00 улица Квитки-Основьяненко стала пешеходной. Уличный театр, столики кафе на тротуарах, мастер-классы для прохожих — и никаких автомобилей… Это была всего лишь перформативная акция, но по городу после этого пошел слух, что улицу таки сделают пешеходной. То есть, в головах у горожан начала укореняться идея о такой улице и вообще видение нового городского пространства, удобного для пешеходов. Спустя три года, муниципалитет уже сам предлагает на полном серьезе делать пешеходные зоны в центре Харькова.
Полтора года назад была разработана «Стратегия развития города Харькова» на 2016-2020 годы. И это хорошее начало. Наша группа успела внести в Стратегию и пункты о практике архитектурных конкурсов, и о приоритете велосипедного и пешеходного движения. Там есть немало хороших идей. Во всяком случае, наблюдается зарождение нормального подхода к организации городского пространства.
Мы очень плотно изучаем опыт городов Германии и, конечно же, можем сравнивать. Там Стратегия — это реальный документ, по которому живет и развивается город. Этот документ очень подробный и конкретный. Там все расписано буквально по зонам, какая из них и в каком аспекте требует изменений: транспорт, объекты образования, досуга и т.д.
У нас же — это больше напоминает декларацию о намерениях. Все формулируется, в общем и целом, теоретически…
У нас нет стратегического подхода как такового, нет жестких правил для застройки. Ведь еще в прошлом-позапрошлом веке они были. Нет ограничений ни по материалам, ни по фасадам, ни по этажности — делай, что хочешь… У нас нет стратегии по транспорту. Все маршруты строятся на перемещениях «из дома на работу», как будто люди больше никуда не ездят. У нас нет реальной транспортной картины в городе. У нас нет реальных данных и доступных данных, сколько людей живет в той или иной зоне. Тогда как в Европе такие цифры собираются буквально для каждого квартала и формируются в доступную электронную базу. Пользуясь такой прозрачной базой можно адекватно развивать город, правильно планировать общественные пространства, транспортные потоки. Только получив доступ к такой информации, можно будет делать реальные проекты с реальными бюджетами.
Но пока не хватает инициативы. Пока никто не готов платить: за разработку жизненной концепции, за конкретные проекты в каждом конкретном месте. Существует нестыковка департаментов, когда одни хотят, другие – нет. Не хватает квалификации, не хватает манёвренности мышления…
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ХАРКОВА ДО 2020 ГОДА
Стратегическая цель 4.
Современное пространство и обеспеченность города инженерной инфраструктурой:
- разработка проекта детального плана территории, зонинга и концепции организации движения в городе;
- обустройство велосипедных дорожек и необходимой инфраструктуры в соответствии с современными стандартами;
- проведение реконструкции улиц города и транспортной инфраструктуры с учетом приоритетов общественного транспорта и вело-пешеходного движения;
- разработка правил застройки и обустройства объектов архитектуры и градостроительства;
- разработка и внедрение детального плана оптимизации движения транспорта и пешеходных потоков в центральной части города и прилегающих к центру территориях;
- внедрение системы открытых конкурсов на проектирование архитектурных и градостроительных объектов.
Да, был такой случай, когда одна моя знакомая так и спросила: «У нас так в городе специально плохо делают?». На самом деле не все так однозначно. Там есть люди, которые знают, как «хорошо» и хотят что-то сделать. Там есть и те, которые не знают и не понимают. А есть те, кто работает по накатанным десятилетиями схемам. И получается, что пока критическая масса инновационно мыслящих людей не сложилась.
И знаете, те, кто воплощают кажущиеся нам неудобными проекты, довольны. Они искренне считают, что это хорошо и правильно. Они это делают «как умеют». А это уже проблема образования и повышения квалификации.
Всё новое – это проблемы, что-то менять – это значит надо резко повысить уровень тревожности и дискомфорта. А зачем, если оно и так что-то делается?
У нас есть группа людей, которых принято считать и привлекать как «экспертов». Уровень их «эксперности» определяется где-то там наверху и не подлежит переоценке и какой-либо ротации многие годы подряд. В вопросах изменения городского пространства в Европе экспертом является сам житель этого пространства. У нас же все обсуждают и решают «эксперты» сверху. Хорошо они делали своё дело или плохо до получения статуса «эксперта» - большой вопрос, но у нас так принято.
Сейчас уже сформирована прослойка молодых специалистов, которые в состоянии делать такие проекты. Но нет заказа. И заказ может возникнуть в городском пространстве только на конкурсной основе проектирования. Когда мы дойдем до того, что в Харькове начнут объявлять прозрачные конкурсы на переосмысление улиц, скверов, дорог, вот тогда что-то и начнет реально происходить.
Текст: Игорь Авдеев
Фото: Игорь Авдеев